Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.24.002
УДК: 378.14
ББК: 74.4
А. В. Андреева ORCID
Старший преподаватель кафедры медицинской физики, информатики и математики, Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА»
Аннотация

Введение. В статье рассматривается опыт развития IT-компетенции студентов медицинских специальностей при изучении дисциплин, не связанных с преподаванием информатики. Одной из таких дисциплин, изучаемых на первом курсе, является «Современная научная картина мира» (СНКМ). Главная задача дисциплины СНКМ состоит в том, чтобы дать студенту четкое представление о едином фундаменте природы, на котором основано бесконечное разнообразие ее явлений, предметов и процессов. Изложение данной дисциплины наполнено большим числом конкретных естественнонаучных знаний с учетом революционных изменений в области информационных технологий, подчеркивается роль лидера современного естествознания — «биологии» с сохранением фундаментальных основ «физики» и «химии». Дисциплина СНКМ, оперируя фундаментальными понятиями естественных наук, является не только междисциплинарной, но и содержит в себе элементы трансдисцип-линарного подхода, именно это позволяет на глубинном уровне внести свой вклад в формирование IT-компетенции студентам.


Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по исследуемой проблеме, анализ эффективности контактных (аудиторных) и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых авторами данного исследования, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Предложен один из методов реализации подготовки студентов медицинских вузов к использованию современных информаци-онных технологий. Автором представлен один из способов комплексной оценки результативности формирования информационной компетенции по уровню и успеваемости студента, осуществляемый в рамках балльно-рейтинговой системы.

Обсуждение. Подчеркивается, что проектно-исследовательская работа в совокупности с лекцией-конференцией стала одной из удачных форм интерактивной учебной деятельности для формирования задатков IT-компетенции у студентов лечебных специальностей первого курса.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование информационной компетенции студентов медицинских специальностей в рамках одной дисциплины не представляется возможным. Способность грамотно применить IT, компетентно выделить информационную составляющую, проанализировать и четко сформулировать вопрос – все это позволяет фор-мировать умственную, аналитическую составляющую информационной компетенции, что является важной функцией в дальнейшей работе врача.

Ключевые слова

информационная компетенция студентов медицинских вузов, информатика, информация, IT-среда, современная научная картина мира (СНКМ)

Основные положения

– описан опыт развития IT-компетенции студентов медицинских специальностей при изучении дисциплин, не связанных с преподаванием информатики;

– представлен один из способов комплексной оценки результативности формирования информационной компетенции;


– определена совокупность условий и уровней сформированности информационной компетенции студентов медицинских специальностей при изучении вариативной дисциплины по выбору СНКМ.

Цитировать публикацию

Андреева, А. В.  ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА» [Текст] / А. В. Андреева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 24-41. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.87.24.002.

Библиографический список

1. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения [Электронный ресурс] : приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. N 364. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Петербургский международный экономический форум [Электронный ресурс] : материалы форума, 24–26 мая 2018 г. СПб., 2018. URL: https://www.forumspb.com/ smi/

itogi (дата обращения: 19.02.2019).

3. Глухих С. И., Андреева А. В. Формирование информационной компетенции сту-дентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 95–99.

4. Townsend Anthony M. (2019) Smart Cities: Big Data, Civic Hackers, and the Quest for a New Utopia. W. W. Norton & Company. 400 p.

5. Zakharova G., Krivonogov A., Petunin A. (2017) The need for teaching of green bim technologies in higher school of 20th century. Russian Journal of Construction Science and Technology. 3, 1, 74–79.

6. Zakharova G.B., Krivonogov A.I., Kruglikov S.V., Petunin A.A. The energy-efficient technologies in the educational program of the architectural higher school. Computer Science and Information Technologies (CSIT'2017) proceedings of the 19th International Workshop, 08-10 October 2017, Baden-Baden, Germany. P. 195–199.

7. Место и роль дисциплины «Современная научная картина мира» в системе высшего профессионального медицинского образования / В. И. Аксенова [и др.] : материалы международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе-2014 (НОТВ-2014). Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 18–20 февраля 2014 г., Екатеринбург, 2014 г. С 22–25.

8. Практика применения балльно-рейтинговой системы как средства повышения качества обучения / В. И. Аксенова [и др.] : сборник статей международной научно-методической конференции «EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе 2017» / Электронное научное издание. Екатеринбург : Министерство образования и науки Российский Федерации, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 25-27 апреля 2017. С. 34– 39.

9. Болдуин Ричард. Великая конвергенция: информационные технологии и новая глобализация. «Дело» РАНХиГС, 2018. – 416 с.

10. Susan Payne Carter, Kyle Greenberg, Michael S. Walker (2017) How classroom computer use affects student learning education next. Education next. 17, 4, 69–71. URL: https://www.educationnext.org/should-professors-ban-laptops-classroom-computer-use-affects-student-learning-study/ (дата обращения: 19.02.2019).

11. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М. : Народное образование, 2017. – 159 с.

12. Woreta SA, Kebede Y, Zegeye DT. (2013) Knowledge and utilization of informa-tion communication technology (ICT) among health science students at the University of Gon-dar, North Western Ethiopia. BMC Med Inform Decis Mak. 13, 31. DOI: 10.1186/1472-6947-13-31

 

13. Романов В. П., Соколова Н. А. Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований. М. : Ладомир, 2012. – 144 с.

14. Chernavskaya O.D. (2017) Dynamical theory of information as a basis for natural-constructive approach to modeling a cognitive process. Computer Research and Modeling. 9, 3, 433–447. URL: http://crm.ics.org.ru/journal/article/2585/ (дата обращения: 19.02.2019). DOI: 10.20537/2076-7633-2017-9-3-433-447

15. Chernavskaya O.D., Chernavskii D.S., Karp V.P., Nikitin A.P., Shchepetov D.S., Rozylo Ya.A. (2015) An architecture of the cognitive system with account for emotional compo-nent. Biologically Inspired Cognitive Architecture. 12, 144–154. DOI: 10.1016/j.bica.2015.04.009

16. Носкова Т. Н. Информационные технологии в образовании. СПб. : Лань, 2016. – 296 с.

17. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет; Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова, 2002. – 126 с.

18. Стариченко Б. Е. Оценка результатов учебной деятельности студентов в рамках информационно-технологической модели обучения // Образование и наука. 2013. № 5 (104). С. 113–132.

19. Арбузов С. С. Формирование компетенций в области компьютерных сетей у бакалавров в процессе обучения информатике : автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.02. Екатеринбург, 2016. – 23 с.

20. Шевченко Н. П., Киян Т.В., Плотникова С.П. Использование интерактивных методов в преподавании непрофильных дисциплин в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 3 (1). С. 197–200.